Инновационная деятельность
Непрерывность информационного образования педагогов через отбор, пропагандирование и тиражирование образовательных технологий осуществляет методическая служба МАДОУ «ДС №2 «Рябинка (Зизёнкина Т.Е., старший методист , Васильева А.И., учитель-дефектолог)
Цель инновационной деятельности в ДОУ – улучшение способности педагогической системы детского сада достигать качественно более высоких результатов образования. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.
Внедрение инноваций в работу ДОУ, требует изменений и обновлений в организации методической службы. Особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и администрации.
Организация инновационной деятельности в ДОУ
Задача – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Некоторые организационные моменты:
• Создание творческих групп педагогов по проблемам.
• Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
• Разработка программ профессионального роста педагогов с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитателю для повышение профессиональной и методической компетентности.
Информационно-методическое сопровождение инновационной деятельности ДОУ:
• Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
• Обеспечение педагогов, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом
• Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются:
• индивидуальные развивающие занятия;
• консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания;
• выставки (игровых пособий, литературы);
• праздники, развлечения, открытые просмотры.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Образовательные технологии и методы обучения, используемые в образовательном процессе педагогами МАДОУ "ДС №2 "Рябинка"
I. Технологии, характеризующие отношение взрослых к ребенку:
1. Личностно-ориентированная технология - характеризующая отношение взрослых к ребенку, ставит в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
II. Педагогические технологии образовательного процесса:
1. Здоровьесберегающие технологии обеспечивают ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него представлений о здоровом образе жизни.
2. Технологии проектной деятельности развивают и обогащают социально-личностный опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Проектная деятельность в нашем детском саду выступает уникальным средством поддержания инициативы конкретного ребенка, семьи, участников образовательного процесса и социума
3. Технология исследовательской деятельности нацелена на сформировать у дошкольников основных ключевых компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты
4. Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ- создание и совершенствование предметно – развивающей среды в ДОУ направленной на воспитывать позитивного отношения к применению и освоению нововведений, направленных на расширение кругозора дошкольниками; способствовать более целостному восприятию и глубокому пониманию дошкольниками изучаемого материала, повышать познавательную мотивацию, вовлекая их в активную самостоятельную деятельность, формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок; дать знания для интеллектуального и духовно-нравственного развития дошкольников, способствующие успешному развитию у детей эрудиции, фантазии, умению логично рассуждать и делать выводы.
5. Технология «Портфолио дошкольника» — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. В дошкольном учреждении образовательный процесс направлен на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Технология помогает приобретенные знания, умения и навыки сделать средством развития личностных качеств дошкольника (активности, инициативности, самостоятельности, креативности и др.).Важная цель портфолио – увидеть значимые образовательные результаты в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса дошкольника в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приоритетные знания и умения. «Основной смысл портфолио – показать всё, на что способен ребёнок» / А.А. Пинский/.Портфолио имеет ряд функций: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определённый период времени, в т.ч. развитие интегративных качеств, уровень освоения программы), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребёнка).
6. Технология «Портфолио педагога» - позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.
III. Информационно-коммуникационные технологии:
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, цифровые носители др.).
Актуальность использования ИКТ в образовательной деятельности обоснована тем, что:
1. Выпускники детского сада, освоившие азы компьютерной грамотности успешнее адаптируются к новым социальным условиям (обучению в школе);
2. Педагоги, разрабатывающие и внедряющие ИКТ, успешно проходят процедуру аттестации.
Исходя из возможностей детского сада, наиболее приемлемой формой организации с детьми являются групповые занятия и совместная деятельность с имеющимся в детском саду цифровым оборудованием. Воспитатели используют возможности интерактивной доски, SMART-TV, цифровых носителей с целью расширения представления детей об использовании ИКТ, которые является средством получения результата продуктивной деятельности ребенка. ИКТ в образовательной деятельности педагоги используют в различных режимах:
в обучающем режиме;
в режиме графической иллюстрации изучаемого материала;
в тренировочном режиме для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
в диагностическо-игровом режиме качества усвоения материала.
Учитывают требования к цифровым образовательным ресурсам:
соответствие нормативным актам Министерства образования науки РФ к используемым программам;
обеспечение возможности уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
соответствие видам образовательной деятельности, ориентирующих ребенка на приобретение опыта решения жизненных проблем в рамках раздела программы, реализуемой ДОУ;
обеспечение использования как самостоятельной, так и групповой работы;
полноценного воспроизведения на заявленных технических платформах;
обеспечение возможности параллельно с цифровыми образовательными ресурсами использовать другие средства обучения;
иметь удобный интерфейс.
IV. Образовательная деятельность в нашем детском саду выстраивается с опорой на следующие игровые технологии, методы и приемы:
- для развития игровой деятельности «Концепция организации сюжетно-ролевой игры в детском саду» Михайленко Н.А., Короткова Н.А.;
- для развития детей в конструктивной деят ельности как эффективные, выделены технологии по конструированию из пластмассовых деталей, оригами, метод моделирования, информационно-коммуникационные технологии;
- для коммуникативной деятельности: «Концепция организации сюжетно-ролевой игры в детском саду» Михайленко Н.А., Короткова Н.А., методические пособия: «Уроки добра» Семенака С.И., «Азбука общения» Шипицина Л.М., «Психогимнастика в детском саду» Алябьева Е.А., метод моделирования, метод проектов;
- для элементарной трудовой деятельности: метод моделирования, метод проектов;
-для познавательно-исследовательской: метод проектов, метод моделирования, информационно-коммуникационные технологии;
- для двигательной деятельности: программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 3 -7 лет методические рекомендации: «Воспитание здорового ребенка» Маханева М.Д., «Физическая культура в детском саду» Пензулаева Л.И., метод моделирования, метод проектов;
- для изобразительной деятельности метод моделирования, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов, техника оригами;
- для музыкальной деятельности: метод моделирования, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов.
Представленные технологии, методы и приемы носят развивающий характер, основаны на личностно-ориентированной модели взаимодействия.
Дошкольный отряд "Орлята России". Первая ступень Всероссийского "Движения Первых"
Федеральные нормативно-правовые акты
Игровые технологии
Проект Лаборатория Экономики и финансов Дурасова А.А., Васильева А.И.
Презентация к проекту "Лаборатория экономики и финансов"
Городское методическое объединение Адаптационные технологии Рубанец Н.Ю., педагог-психолог
Познавательно - исследовательский проект Мы познаём мир Макарова В.П., Близнюк М.А., воспитатели
Протокол №3 от 12.05.2021 методического объединения воспитателей групп раннего возраста.
Видео-фрагменты по технологии В.Ф. Базарного
Протокол №2 городского методического объединения воспитателей групп от 4-5 лет от 28.02.2024
Протокол №3 городского методического объединения воспитателей групп от 4-5 лет от 20.03.2024
Музейная педагогика, как инновационная деятельность
Призёры конкурса "За нравственный подвиг учителя" (Зизёнкина Т.Е., старший методист, Васильева А.И.,старший воспитатель)
Парциальная программа Я поведу тебя в музей.
Рецензия на программу Я поведу тебя в музей.
Тематическое планирование по реализации программы Я поведу тебя в музей для детей от 5 до 6 лет.
Тематическое планирование по реализации программы Я поведу тебя в музей для детей от 6 до 7 лет.
Комплексный план взаимодействия с Экоцентром.
Комплексный план взаимодействия ГООО Спасение Югры.
Анкета для родителей Семейные традиции.
Анкета для педагогов Партнерство детского сада и семьи.
Информационный фонд для реализации программы Я поведу тебя в музей.
Система контроля результативности программы.
Материалы научно-практической конференции Инновационные практики дошкольного образования
Познавательно-творческий проект «Музейная педагогика в детском саду как современная инновационная педагогическая технология духовного и нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Паспорт мини-музея Этих дней не смолкнет слава
Паспорт мини-музея Русская изба
Паспорт мини-музея Красны девицы
Паспорт мини-музея История хлеба
Паспорт мини-музея Золотая изба